Фэндом

Это просто праздник какой-то!

По календарю, По событиям Битвы, Разное противостояние, Мирные договоры

Реконкиста

Битва при Ковадонге 722 год

Отсчет начала Реконкисты. Победа маленького отряда над арабской армией была унизительна для мусульман, как и многие последующие битвы на Пиренеях. С военной точки зрения, битва не имела большого значения. Однако для христиан событие имело огромный психологический эффект. 

Битва при Тулузе  9 июня 721 года

Сражение закончилось гибелью главнокомандующего и поражением арабской армии. Битва была первой полной катастрофой для арабской армии в Европе. Победа получила широкий общественный резонанс. Официальная хроника римских пап торжествовала. Победа на время остановила движение арабов на север.

В 725 и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал арабскую армию. Url

Битва при Пуатье 10 октября 732 года

Эта битва - решающий поворот в сопротивлении исламу в Европе.Она определила, что христиане, а не мусульмане, должны править Европой.

Завоевания Пипина Короткого 759 год

Пипин Короткий смог в 759 году завоевать Септиманию, обезопасив франкское королевство от арабской угрозы. Url Пипин Короткий берет Нарбонну. Династия Омейядов изгоняется из Франции в аль-Андалус. Url

Сражения Рамиро II (король Леона)

В 932 году вторгся в принадлежавшую Кордовскому халифату провинцию Толедо и овладел Мадридом. В 933 году разбил мавров при Осме, а в 939 году нанёс им новое поражение в битве при Симанкасе. В 950 году Рамиро II нанёс новое поражение маврам в битве при Талавере.

Ордоньо III в 955 году захватил Лиссабон. Мусульманский гарнизон был перебит, город разграблен, после чего войско христиан с богатой добычей возвратилось в королевство Леон.

Захват Коимбры Фернандо I, королём Кастилии и Леона  1037—1065 гг. 

Захватывает Коимбру и принуждает мусульманских властителей Толедо, Севильи и Бадахóса платить ему дань.

Отвоевание Толедо 25 мая 1085 года

Альфонсо VI Храбрый отвоевал Толедо.

Завоевание Валенсии 1094 год

Сид Кампеадор , легендарный воин Реконкисты, герой эпической «Песни о моём Сиде», занял Валенсию. Попытки арабов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097).

Взятие Сарагосы 18 декабря 1118 года

Альфонсо I Арагонский (Воитель) взял Сарагосу.

Битва при Лас-Навас-де-Толоса  16 июля 1212 года

Кульминационный момент Отвоевания. Объединённые кастильско-леонские, наваррские, арагонские, португальские войска громят мусульманскую армию. В бою также принимали участие многие рыцари, прибывшие со всех концов христианского мира. Мавры вдвое превосходили христиан в численности. Закончилась стратегическим разгромом мусульманских сил. Битва считается поворотной точкой процесса Реконкисты, за которой последовало необратимое изгнание мусульман с Пиренейского полуострова. Битва не принесла испанцам немедленных выгод, но навсегда подорвала влияние арабов.

Отвоевание Балеарских островов 1229—1235 гг.

Провозгласив крестовый поход, Хайме I Арагонский, Завоеватель , отвоевывает Балеарские острова.

Завоевание Валенсийского мусульманского государства 1238-1248 гг.

Хайме I Арагонский, Завоеватель завоевал Валенсийское государство.

Окончание арагонской реконкисты 1265-1266 гг.

Хайме I Арагонский, Завоеватель захватил Эльче, Аликанте и Мурсию. Эта война положила конец арагонской реконкисте. Под властью арабов осталась лишь небольшая часть Пиренейского полуострова — Гранадский эмират.

Вторая битва при Гвадалете  1231 г.

Мусульманская армия потерпела полное поражение, что привело к усилению кастильского короля Фернандо III и завоеванию им впоследствии Мурсии и северной Андалусии с Севильей.

Правление Фернандо III Святого, короля Кастилии и Леона 1230—1252 гг.

Христианские войска с триумфом занимают главные города южной Иберии — Кóрдову, Мурсию, Хаэ́н и Севилью. В руках мусульман остается лишь Гранадский эмират.

Фернандо IV Кастильский водружает христианское знамя на мысе Гибралтар 1309 г.

Сражение на Рио-Саладо  30 октября 1340 года

Вторжение стало последней попыткой мусульман вернуть себе Пиренейский полуостров. Арабы пережили катастрофическое поражение. Никогда больше мусульманские армии не вторгались на Пиренейский полуостров.

Падение Гранады 2 января 1492 года

Испанские государства на целый век будто забывают о маленьком исламском анклаве в южной части полуострова. Взятие Гранады означало конец 780-летнего арабского присутствия на Иберийском полуострове и конец Реконкисты. После этой победы христианское королевство стали называть Испанией. Многие восприняли падение мусульманской Гранады как достойную компенсацию падения христианского Константинополя в 1453 году. Примечательно, что в этом же году Колумб открывает Америку, ставшую полностью христианской.

Битва при Диу 3 февраля 1509 года

После битвы при Диу важнейшие торговые пути исламского Востока впервые оказались подконтрольны христианам.

Ангорская битва 20 июля 1402 года

Войска Тимура разгромили турецкую армию султана Баязида Молниеносного, что привело к временному распаду Османской империи, а Византия получила отсрочку ещё на полвека.

Осада Вены 27 сентября — 14 октября 1529 года

Неудача осады ознаменовала конец стремительной экспансии Османской империи в Центральную Европу. Эпоха Возрождения стремительно шла вперёд, росла мощь европейских стран, и турки уже больше не могли продвигаться вглубь Центральной Европы.

Осада Кёсега 5 — 30 августа 1532 года

Силы небольшого пограничного форта Кёсег (по-нем. Гюнс) из всего 700—800 хорватских солдат без артиллерии остановили наступление османской армии из 120,000-200,000 солдат на Вену.

Битва при Лепанто (или Третья битва при Лепанто) 7 октября 1571 года

Морское сражение, произошедшее в Патрасском заливе у мыса Скрофа между флотами Священной лиги и Османской империи. Битва при Лепанто стала крупнейшим морским сражением XVI века, доказавшим европейцам, что непобедимых доселе турок можно побеждать. Но несмотря на блестящую тактическую победу, битва почти не оказала влияния на общий ход войны. 

Битва при Молодях (или Молодинская битва ) 29 июля – 2 августа 1572

Сошлись в бою русские войска (23—25 тысяч) и армия крымского хана Девлета I Гирея, включавшая, помимо собственно крымских войск, турецкие и ногайские отряды (40—60 тысяч). Несмотря на значительное численное превосходство, крымско-турецкая армия была обращена в бегство и почти полностью перебита. Геополитическое значение победы при Молодях в условиях Ливонской войны и разорений прошлогоднего крымскотатарского набега на Москву было колоссальным. Отражение крупного крымско-турецкого похода, целью которого было возобновление подчинения ослабленного Русского государства по образцу золотоордынского ига, позволило России отстоять все поставленные под вопрос достижения предыдущих ста лет: независимость, единство, а также контроль над Казанью и Астраханью. Крымское ханство на время лишилось значительной части боеспособного мужского населения, так как по обычаям почти все боеспособные мужчины были обязаны участвовать в походах хана. 

Венская битва 11 сентября 1683 года

Победа христиан в этой битве навсегда положила конец завоевательным войнам Османской империи на европейской земле. С этого события начался упадок Османской империи. Битва под Веной стала переломным событием в трёхвековой войне государств Центральной Европы против Османской империи.

Хотинская битва 2 сентября — 9 октября 1621 года

В результате поражения Османская империя была вынуждена прекратить войну и отказаться от планов завоевания Европы.

Хотинская битва 11 ноября 1673 года

Объединённое польско-литовское войско под командованием коронного гетмана Яна Собеского разгромило турецкую армию, хотя это не привело к перелому в войне.

Битва при Зенте 11 сентября 1697 года

Около 50 тысяч австрийцев остановили продвижение турок на север, разбив 80-тысячную турецкую армию. Примерно 25 тысяч турок погибло, в то время как потери австрийцев составили лишь 429 человек убитыми и 1598 человек ранеными. Битва при Зенте была поворотным пунктом в борьбе Австрии против турок, после которого баланс сил в Юго-Восточной Европе значительно изменился в ущерб Османской империи.

Русско-турецкая война (1568—1570) (или Турецкий поход на Астрахань)

Турки были побеждены. В это же время османский флот оказался практически полностью уничтожен сильным штормом около крепости Азов. Проигравшая армия не смогла вернуться в Анатолию.

Русско-турецкая война (1686—1700)

России отошёл Азов.

Русско-турецкая война (1768—1774)

Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Россия получила Большую и Малую Кабарду, Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн, с прилегавшей к нему степью между Днепром и Южным Бугом.

Русско-турецкая война (1787—1791)

К России отошли Крым и Очаков, граница между двумя империями была отодвинута до Днестра.

Русско-турецкая война (1806—1812)

К России отошла Бессарабия.

Русско-турецкая война (1828—1829)

К России перешла бо́льшая часть восточного побережья Чёрного моря, Османская империя признавала российское верховенство над Грузией и частями современной Армении, Сербии предоставлялась автономия, России позволялось занять Молдавию и большую часть Валахии до тех пор, пока турки не оплатят обширные контрибуции.

Русско-турецкая война (1877—1878)

Зафиксирован возврат России южной части Бессарабии и присоединение Карса, Ардагана и Батума. Восстанавлена независимость Болгарии; увеличилась территории Сербии, Черногории и Румынии, а турецкая Босния и Герцеговина оккупировалась Австро-Венгрией.

Азовское сидение 1641—1642 гг.

Османские офицеры утверждали, что никогда ранее не испытывали такого позора; один из них заявил, что «малые, худые люди», коими в глазах османов были казаки, причинили им ущерб, превышавший нанесенный османским войскам персидской армией под Багдадом.

Карловицкий мир 26 января 1699 года

К Австрии от османов отходили вся Венгрия, а также Трансильвания и Тимишоара. Венецианская республика закрепила за собой полуостров Морея и Далмацию. Польша возвратила себе потерянные по условиям Бучачского мира земли, в том числе Подолье и другие части Правобережной Украины. Карловицкий мир превратил Австрию в одну из европейских великих держав.

Массовые убийства армян в 1894—1896 годах

Серия убийств армян в Османской империи, по разным оценкам унёсших жизни от 50 до 300 тысяч человек. Участие султана Абдул-Хамида в резне не вызывает сомнений. Несомненна роль османских чиновников, армии и полиции. Активно учавствовало и турецкое население, повышая у мусульман чувство собственного достоинства и позволяло им не задумываться о собственной отсталости. Важно отметить, что Османская империя была халифатом, а султан - его главой.

Геноцид армян в 1915 году

Основными организаторами геноцида считаются лидеры младотурок. Одновременно с геноцидом армян мели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков. Современные оценки количества жертв разнятся от 200 000 до более 2 000 000 армян.

Ликвидация Османского халифата 3 марта 1924 года

Последняя из великих мусульманских империй была окончательно побеждена. Халифат, бывший почти тринадцать веков символом единства мусульман, был повержен.

Персидский поход (1722—1723)

К России отошли Дербент, Баку, Решт, провинции Ширван, Гилян, Мазендеран и Астрабад.

Русско-персидская война (1804—1813)

Персия признала вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии и Северного Азербайджана, Имеретии, Гурии, Менгрелии и Абхазии; Россия получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море.

Русско-персидская война (1826—1828)

Персия признавала переход к России части Каспийского побережья до р. Астара, Восточной Армении. Персидский шах обязывался выплатить России контрибуцию (10 куруров туманов — 20 млн руб.). 

Российская интервенция в Персию 1909—1911 годы

Военное вмешательство Российской империи с целью защиты российских подданных, проживающих в Персии, и российской торговли с Персией.

Иранская операция (или Англо-советское вторжение в Иран) 1941 года

Совместная англо-советская операция Второй мировой войны по оккупации Ирана с целью защиты англо-иранских нефтяных месторождений от возможного захвата их войсками Германии и их союзниками, а также защита транспортного коридора, по которому союзниками осуществлялись поставки по ленд-лизу для Советского Союза.

Бельгийско-арабская война 1892-1894

Между Свободным государством Конго, находившимся под контролем бельгийского короля и занзибарскими работорговцами, называемыми также арабами-суахили. На политическом уровне бельгийцы объявили войну крестовым походом против работорговцев. Война закончилась победой конголезских войск под началом бельгийских офицеров и установлением восточной границы Свободного государства.

Окончание Гражданской войны в Таджикистане 27 июня 1997 года

Победить исламистов удалось в самом зародыше. Они не успели удивить мир легальной работорговлей, шариатским законодательством и подрывом архитектурных памятников. Азия в первой половине 90-х так и не загорелась. Разрешение кризиса в Таджикистане стало серьезным успехом России и ее вооруженных сил. url

Также на Фэндоме

Случайная вики